Что такое снег? каким бывает снег?

Ход занятия.

Ребята вы любите отгадывать загадки?

Тогда послушайте внимательно.

— Снег на полях, вьюга гуляет

— Лед на реках, когда это бывает.

— Одеяло белое, не руками сделано

— Не ткалось ни кроилось, с неба на землю свалилось.

А теперь послушайте ребята вот такой рассказ:

— Перед прогулкой мама посмотрела в окно и сказала «давайте возьмем санки, уже наступила настоящая зима».- Как мама догадалась что наступила зима?

Да ребята зимой много снега на улице. И вот сегодня мы с вами на занятии посмотрим каким же бывает снег.

Звонок по телефону. Cсейчас мне звонил снеговик и сказал, что он прислал нам посылку, вы сидите тихо а я пойду ее заберу ее.

Вот она посылочка. посмотрим что в ней есть?

Что это ребята? — Снеговик узнал,что сегодня на занятии мы с вами, будем говорить о снеге.

А теперь ребята вам такое задание.

Саша,Петя, Вова. Галя, Света потрогайте друг у друга руки, какие ладони?

А теперь подойди ко мне Вова- потрогай снег, теперь дай свои руки потрогать Пете. Петя какие руки у Вовы стали?

Галя потрогай снег а теперь дай свои руки Свете. Какие руки Света руки у Гали?

Так какой снег? Так скажите мне дети какой снег? (холодный).

Да ребята снег холодный.

— А есть снег можно?

— Почему?

А теперь давайте встанем, я буду читать стихотворение и делать движения а вы за мной повторяйте.

Физ.минутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

А теперь подойди ко мне Вова- потрогай снег, теперь дай свои руки потрогать Пете. Петя какие руки у Вовы стали?

Галя потрогай снег а теперь дай свои руки Свете. Какие руки Света руки у Гали (вытираем руки полотенцем) .

А теперь подумаем хорошо каким еще может быть снег кроме холодного?

Так какой снег? Так скажите мне дети какой снег холодный и мокрый?- правильно, молодцы.

Теперь трудный вопрос для вас всех:

Что можно еще делать из снега? (лепить, строить.)

— снежную бабу сможем мы слепить с вами на прогулке?

— а снежки?

А теперь вы подойдите ко мне по одному, и каждый из вас слепит снежок и положит на тарелочку.

Посмотрите дети какие вы молодцы. Какие у вас получились снежки.

А теперь давайте с вами поиграем.

Вот вам по снежку, вы становитесь друг за другом и будем бросать их в корзинку.

Молодцы вы все справились с заданием хорошо.

А теперь давайте сядем по удобней закроем глазки и послушаем меня.

— Белый снег пушистый в воздухе кружится,

— И на землю тихо, падает ложится,

— И под утро снегом, поле забелело,

— Стали дни короче, солнце светит мало,

— Вот пришли морозы и зима настала.

Вам понравился стишок?

А теперь я еще хочу вам почитать небольшой рассказ, а вы его внимательно послушайте.

Была снежная зима. Выпал пушистый снег. Дети играли на улице в снежки. Коля слепил снежок и спрятал его в карман. После прогулки Коля пообедал, поспал и пошел в раздевалку искать снежок. Но его не где не было. Из кармана капала вода.

— Куда делся снежок?

— Давайте посмотрим на наши слепленные с вами снежки.

Посмотрите, что с ними стало?- снег тает и превращается в воду.

Итог:

Итак,что вы сегодня ребята узнали из нашего интересного и занимательного занятия:

— какой бывает снег? (холодный, мокрый, из него можно лепить снежки, он быстро тает в тепле, его нельзя кушать.)

Сегодня каждый из вас хорошо поработал, все молодцы, большое вам спасибо.

На следующем занятии мы с вами узнаем какой бывает вода.

Что такое искусственный снег?

Зимние элементы в интерьере любой комнаты создают уютную и нежную атмосферу праздника. Создать восхитительную ауру волшебства можно с помощью красивой пушистой елки, самых разных новогодних игрушек. К большому сожалению, украсить помещение настоящими белоснежными сугробами не получится, но на помощь может прийти имитация снега. Снежный декор бывает разным:

  1. Аэрозоль – это искусственный снег в баллончиках. Такой спрей может быть имитацией не только снега, но и изморози на окнах, и даже снежков, которыми можно играть.
  2. Снежное полотно – его применяют для драпировки элементов мебели или нижней части ствола елки.
  3. Искусственный порошковый снег – это полимер, продающийся в пакетах. При контакте с водой он превращается в прекрасную имитацию настоящего снега.

Как выглядит искусственный снег?

Хотите создать у себя дома или на работе сказочную новогоднюю атмосферу? Чтобы это сделать, надо совсем немного воображения, красивых украшений, отличного настроения и снега, который подчеркнет праздник. Внешне искусственные снежинки максимально реалистичны. Снежные хлопья, сделанные из порошка, получаются мягкими и пушистыми. Рисунки, сделанные баллончиком, на окнах идеально имитируют изморозь.

Из чего делают искусственный снег?

Раньше вместо снега в новогоднем оформлении применяли только белую вату. Сегодня для этих целей можно приобрести искусственный снег, при изготовлении которого используют разные материалы. Это могут быть и синтетические волокна, имеющие характерный ледяной блеск, и вискоза, обладающая рыхлой структурой без блеска. Акрил в сочетании с хлопком и полиэстером превращается в легкий, белоснежный искрящийся искусственный снег для декора. Снежки и имитация снежного покрывала создаются из современного текстиля или синтепона.

Снег на других планетах и спутниках

На Марсе выпадает как привычный нам снег, так и снег из твёрдой углекислоты (помимо постоянных полярных шапок из обычного льда, на Марсе регулярно образуются сезонные шапки из углекислотного, более известного как «сухой» лёд).

На Титане, спутнике Сатурна, метан, обычно выпадающий в виде дождя, в холодных областях выпадает в виде снега (подобно тому, как это на Земле происходит с водой).

Тритон, спутник Нептуна, большей частью покрыт слоем снега, что делает его довольно ярким (он отражает около 85 % света). Снег Тритона состоит из замёрзших азота, воды, углекислого газа, небольших примесей угарного газа, метана и этана. Он имеет розовый оттенок, который ему придают более сложные соединения, образующиеся из метана и азота под действием ультрафиолетового излучения и космических лучей. Толщина слоя снега и льда вблизи полюсов Тритона, вероятно, достигает сотен метров.

Образование кристаллов

Симметрия снежинки.

Снежинки, увеличенные при помощи сканирующего электронного микроскопа.

Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.

При высокой термике кристаллы неоднократно вертикально передвигаются в атмосфере, частично тая и кристаллизуясь заново. Из-за этого нарушается регулярность кристаллов и образуются смешанные формы. Кристаллизация всех шести лучей происходит в одно и то же время, в практически идентичных условиях, и поэтому особенности формы лучей снежинки получаются столь же идентичны.

Зачем нужен снег и почему он идёт зимой

Природа нуждается в зиме. Белое покрывало защищает растения от ветра и мороза. Снег – это вода, вода плюс солнце – жизнь. Недостаток влаги плохо влияет на процесс вегетации в апреле и урожай летом.

Снег помогает в размножении. Есть растения, у которых споры или семена движутся зимой в поисках места назначения для размножения весной. Этому способствует снежное «одеяло», покрывающее, например, луг – семя переворачивается, отталкиваемое ветром, а не застревает в траве.

Снежный ковёр помогает естественному отбору. Слабые ветви, деревья ломаются от снежной массы. Это очищает лес, обогащает экосистему, даёт жизнь другим организмам. В огороде компост быстрее перегнивает под снежным покрытием, это удобряет почву для следующего посева.

Мифы и предания о снеге

«В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, — говорит Геродот, — как передают, нельзя ничего видеть, и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению».

В южнославянском фольклоре широко известна легенда о снеге, который белизной и рыхлостью напоминал смолотое зерно, в нём видели падающую с неба муку (Афанасьев 1994/1: 290). Этот мотив отразился в легендах «Когда Господь ходил по земле» и «Грешная женщина», а также в поверье, записанном в области Велеса в Македонии «Почему не падает с неба мука». В них рассказывается о том, что мука перестала падать с неба как снег, потому что одна женщина вытерла нечистоты ребёнка куском теста (Георгиева 1990: 34, 116).

Заснеженный лес в Архангельской области

Существует городская легенда о том, что количество слов для обозначения различных видов снега чрезвычайно велико у эскимосов. В эвенкийском языке существует 30 слов для обозначения снега. В частности русско-эвенкийский словарь выделяет отдельными терминами «первый пушистый снег», «первый мокрый снег», «зернистый снег на поверхности наста» и другие.

«Страна Снегов» — поэтическое самоназвание Тибета.

Сколько талой воды нужно растениям

Единого и универсального коэффициента, позволяющего определить потребность растений в талой воде, нет и быть не может. Слишком много факторов (в том числе и заранее непредсказуемых) нужно учитывать на протяжении года. К тому же сам снег – субстанция очень непостоянная. Плотность свежевыпавшего снега составляет 0,05 кг/куб.м, а по мере его слеживания эта величина увеличивается.

Один кубометр плотного слежавшегося снега может дать до 400 л воды

Если взять за основу условный 1 куб.м снега (который представляет собой куб с длиной ребра 1 м, что, согласитесь, неплохо даже для северной зимы), то из него может получиться от 50 до 250 литров талой воды. Все будет зависеть от того, как быстро снег будет таять и частично испаряться, и насколько глубоко залегает водоносный горизонт. В любом случае, лишней эта вода не будет.

Нельзя однозначно сказать и о том, сколько воды сэкономят владельцы участков, решившие применить технологию снегозадержания. Если опять же представить наш кубометр снега, то очевидно, что почва за сезон получит от 50 до 250 л воды на 1 кв.м грунта без нашего участия. Это может и не так много, зато у растений всегда будет доступ к подземному резервуару с водой, которую не внесли одномоментно, а позволили ей сохраниться.

Может ли снег идти не только зимой

Довольно частое заблуждение, которое мне встречается – о том, что снег бывает только зимой. Но мне однажды довелось увидеть снег в мае.

Ведь то, пойдет снег или дождь, зависит не от текущего сезона – а, как я уже и говорила, от окружающей температуры.

Если зимой будет жарко, то вместо снегопада можно вполне увидеть ливень. Если погода прохладная, то возможно увидеть другое явление – снег с дождем. Формально, это практически тот же самый снег, но слишком влажный – успевающий подтаять или полностью растаять, пока летит на землю.

Также и летом: если лето будет холодным, велика вероятность, что вам доведется посмотреть на снег прямо посреди летнего дня.

Но все-таки в нашей стране наиболее холодный сезон – зимний. Потому-то мы и привыкли, что именно зимой можно увидеть снегопад.

Как образуется снег

Происхождение снежинок не слишком отличается от того, как появляется дождь. Даже более того: снег и дождь – фактически одно и то же явление, но происходящее при разной температуре воздуха.

Итак, как происходит образование снега:

  • Даже при холоде вода понемногу испаряется с земной поверхности.
  • Она маленькими капельками группируется в облака.
  • Из-за такого объединения капельки тяжелеют. Да еще и замерзают из-за низкой температуры, что еще увеличивает их массу.

На Земле существует сила, называемая гравитацией. Она притягивает объекты к земле. Не становятся исключением и снежинки – их также притягивает вниз, и они падают, оседая на всем вокруг – крышах домов, одежде и асфальте.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Детки, утром, когда я пришла мне передал письмо почтальон, посмотрите. Давайте я прочту,а вы послушайте: «Здравствуйте, дети! Пишут вам ваши африканские друзья. Недавно мы прочитали русскую народную сказку «Снегурочка». Но не понимаем, почему она растаяла. Недавно мы узнали, что у вас наступила зима и выпал снег. А что это такое? Как он выглядит? У нас в Африке никто не видел снега. Пожалуйста, объясните нам, почему Снегурочка растаяла и если можно, пришлите немного снега. Заранее благодарны вам ребята.

— Ну что поможем ребятам (да)

— Вы помните сказку «Снегурочка?»

-Откуда появилась Снегурочка в сказке?

-Из чего слепили баба и дед Снегурочку?

-Какое время года тогда было? (Зима)

-Да зимой часто идет снег (достает емкость со снегом). Скажите, какой снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т. д.) .

Послушайте загадку про снег:

На всех садится,

Никого не боится. (Снег)

— Как вы думаете, почему в загадке сказано, что снег никого не боится? (ответы детей)

— Снег никого не боится, потому что его ничто, и никто не может остановить, и ложится он,куда захочет: на деревья, на дома, на дороги, на людей, на животных, на машины. Вы знаете, как называется явление, когда падает снег? (снегопад.)

Посмотрите, что это? (указывает на миску с растаявшим снегом.)

— Что произошло со снегом? (Он растаял.) Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду. Почему он растаял в группе? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял.) Верно, помните, когда на прогулке мы ловили снежинки на руку, что с ней происходило? (снежинки таяли в ладошке.)

— Почему снежинки таяли в ладошке? (Ладошка теплая, снег в тепле тает.)

— Правильно ребята, ладошка теплая, и снежинки таяли. Теперь мы можем объяснить ребятам из Африки, почему растаяла Снегурочка?

Дети: Да! Снегурочка сделана из снега, а снег в тепле тает.

— Правильно, ребята! Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. Как вы думаете, что случится с водой на улице в холодную погоду? (Вода замерзнет, превратится в лед.)

— Что такое лёд? Какой он? Рассмотрите его. (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)

— Положите кусочек льда на цветной лист, какого он цвета становится? (Ответы детей.) — Какого цвета у тебя стал лёд Алеша? А у тебя Матвей?

— Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим.

— Он плавает или тонет? (Дети экспериментируют со льдом).

— Ребята, как вы считаете, это хорошо или плохо, что снег покрывает землю, а лёд реки и озера? (ответы детей.) А теперь отдохнем немного и поиграем.

Физминутка:

Закружились, завертелись белые снежинки (дети кружатся.) .

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (поднимают руки.) .

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду (приседают, прижимают руку к полу.) .

Заискрились, засверкали – все дивятся чуду (разводят руки в стороны.) .

— Ребята, как вы думаете, можно ли в Африку послать снег? (нет, он растает.)

— Что же нам делать? Ведь африканские ребята никогда не видели снег? (ответы

— А давайте нарисуем снежинки! Перед вами листы голубой бумаги, краски, кисти.

(дети рисуют снежинки)

— Посмотрите, какая у вас получилась снежинка, нравится ли она вам?

Вот сколько красивых, изящных снежинок получилось у нас! Сейчас мы наведим порядок на своих рабочих местах. А теперь давайте все вместе напишем письмо ребятам в Африку и сложим в конверт наши снежинки!

-Молодцы, ребята! Думаю наши друзья останутся довольны.

Ход занятия:

Дети заходят в группу встают в круг:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

(Садятся на стульчики)

Вос-ль: Ребята я вам сейчас загадаю загадку и если вы её отгадаете то узнаете, о чем сейчас будем говорить.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

Правильно. Ребята посмотрите по сторонам что вы видите на полу?

Дети: капельки воды (вырезанные из бумаги, ведущие к одному из столов)

Вос-ль: Ребята давайте подойдём по ближе и посмотрим что-же здесь интересного и где это мы очутились?

Вос-ль: Ребята, мы попали в царство воды, а вода какая? (вос-ль переливает воду из одного стакана в другой)

Дети: жидкая

Вос-ль: а какого она цвета?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Вос-ль: Действительно вода прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса. А вы знаете что в воде можно растворить сахар и вода будет сладкая, а если растворить соль будет соленая, а если в воду добавить немного краски она окрасится, а давайте мы свами все это проверим на опыте (вос-ль совместно с детьми выполняют все опыты, вос-ль ставит кубик около стакана с водой; в стакан воды капает каплю краски).

Вос-ль: А вы знаете для чего нужна вода? Что можно делать с водой?

Дети: Вода нужна всему живому людям, и животным, и растениям. Она нужна для того чтобы пить, умываться, поливать растения, мыть, стирать и т. д.

Вос-ль:: Правильно ребята.

Игра:

Вос-ль: Очень хорошо а что будет с водой если вынести его на улицу?

Дети: замерзнет и превратится в лед.

Вос-ль: Правильно. От холода вода замерзает и превращается в лед. Давайте мы это проверим, возьмём формочки и зальём в них окрашенную воду и вынесем на улицу а в конце нашего занятия занесём и посмотрим что же будет с водой.

Физминутка:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз — это брасс.

Одной, другой — это кроль.

вышли на берег крутой

И отправились домой.

Вос-ль: Слушайте следующую загадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)

Дети: Снег

Вос-ль: Молодцы ребята вы правильно отгадали загадку это снег. Посмотрите по сторонам что это?

Дети: Это снежинки.

Вос-ль: А куда же они ведут давайте пойдем по следу снежинок. Ребята смотрите мы с вами попали в какое-то царство и это царство снега.

Вос-ль: – Ребята, какое сейчас время года?

Дети: – (ответы детей).

Вос-ль: — Скажите, что такое снег? Почему идет снег?

Дети: —(ответы детей)

Беседа «Что такое снег?»

Восп-ль: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер — испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.

Опыты со снегом:

Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.

Вос-ль – Посмотрите, что это? Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. Какой снег на ощупь?

Дети – холодный и мокрый.

Воспитатель – Как вы думаете, из чего состоит снег?

Дети – (ответы детей)

Вос-ль – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.

Вос-ль – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.

Вос-ль: Правильно ребята снег идет зимой, а следом за зимой какое время года?

Дети: Весна.

Вос-ль: Что происходит весной со снегом?

Дети: Тает, и с крыш свисают сосульки.

Вос-ль:Правильно ребята а теперь слушайте следующую загадку:

Очень холодно, не так ли?

Все дорожки замело.

Лишь вчера была я каплей,

А сегодня — как стекло.

Я Снежинкина сестрица,

Затвердевшая водица. (льдинка)

Вос-ль: Правильно ребята это льдинка. А откуда она берётся?

Дети: Это замёрзшая вода.

Вос-ль: Ребята помните мы с вами вынесли на улицу формочки с окрашенной водой, давайте занесём их и посмотрим что же с ними стало (вос-ль заносит окрашенные льдинки, дети рассматривают).

Укройте снегом теплолюбивые растения

mlyn.by

Свежий пушистый снег, благодаря воздушной прослойке, прекрасно сохраняет тепло, компенсирует губительные перепады температур в дневное и ночное время. Поэтому его можно применять для укрытия деревьев, кустарников, винограда, многолетних цветов.

Деревья не нужно полностью засыпать снегом, достаточно обильно подсыпать его к корневой шейке, которая чаще всего страдает от мороза. Желательно снег не утаптывать, иначе вся ценность такого укрытия сразу снизится – оно потеряет свои теплоизоляционные свойства.

Нужно ли утаптывать снег вокруг деревьев – аргументы «за» и «против»
После каждого зимнего снегопада отправляетесь на дачу трамбовать снег под деревьями? И напрасно. У нас для вас хорошие новости!

Снежное укрытие требуется растениям, только если снегопад был не очень обильный, и большая часть снега легла на дорожки. В таком случае можно подгрести его к деревьям и кустарникам.

Кустарники, у которых цветочные почки формируются на побегах прошлого года (смородина, спирея и др.), требуют полного снежного укрытия

Многолетники на клумбах, садовая земляника (клубника) и подзимние посевы также требуют, чтобы их укрыли снегом целиком. Если снегопады не слишком обильные, подгребайте и накидывайте снег самостоятельно. Не делайте слишком большие сугробы, достаточно 60-80 см в высоту, если предстоят морозы ниже –20°C. Под снежным одеялом растения прекрасно перезимуют. В более теплую погоду слой снега нужно подсыпать на высоту около 30-40 см.

Весной растаявший снег напитает почву влагой, поэтому не выбрасывайте его за пределы участка.

Чем полезна талая вода для растений

Вы, наверное, слышали об уникальных свойствах минеральных вод из альпийских источников? Или о том, что в последнее время стало популярным пить талую воду? Если это полезно для человека, то что уж говорить об ослабленных морозами и отсутствием питательных веществ растениях.

Допустим, выдалась сухая и малодождливая осень. Земля не увлажнилась как следует и не накопила достаточно влаги для подпитки растений на протяжении сезона. Поэтому ей очень нужен обильный снежный покров, ведь 1 кг выпавшего снега – это почти 1 л талой воды, которая впитывается в грунт постепенно. Снеговая вода пропитывает землю на 1-1,5 м, накапливаясь и позволяя растениям подпитываться из «подземных контейнеров» на протяжении зимы, весны, а иногда и половины лета.

Талая вода может вымывать плодородный слой, если участок расположен под углом

Если воды не хватает в какой-то период – зимой, весной или летом – растение не проходит нормальный цикл развития. Оно реагирует на резкие и обильные июльские дожди и начинает новую фазу роста веток и плодов. Однако вырасти и подготовиться к следующей зиме они не успевают и в бесснежье погибают.

Поэтому и нужно накапливать в подземных слоях именно снеговую, талую воду. Кроме того, она еще является отличным удобрением – 1 кг снега содержит до 7,4 мг азота и немного фосфора. Кстати, без талого снега бесполезным становится и внесение удобрений в приствольные круги, ведь питательные вещества все равно не попадают к корням.

Скрип (хруст) снега

При сдавливании снег издаёт звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков и т. п.

Скрип снега слышен при температуре ниже −2 °C (по другим данным, ниже −5 °C). Выше этой температуры скрип не слышен.

Считается, что есть три основных причины возникновения звуков:

  • ломание кристалликов снега;
  • скольжение (смещение и трение) кристалликов снега друг о друга под давлением;
  • деформация кристаллической решетки.

Основной причиной скрипа (хруста) снега считается именно первая (ломание кристалликов).

В акустическом спектре скрипа снега есть два максимума: в диапазоне 250—400 Гц и 1000—1600 Гц. Характер издаваемых звуков зависит от температуры снега. В начале XX века метеорологи даже предлагали оценивать температуру снега по характеру скрипа. Ломка ледяных сосулек и взламывание льда ледоколом дают похожее распределение частот (125—200 Гц и 1250—2000 Гц), однако в случае льда максимумы более чётко выражены и отделены друг от друга.
Усиление морозов делает кристаллики более твёрдыми, но более хрупкими. В результате этого возрастает высокочастотная составляющая (1000—1600 Гц) — скрип сухого, морозного снега. Если же мороз ослабевает, и температура становится выше −6 °C, то высокочастотный максимум сглаживается, а затем и почти полностью исчезает.

Подтаивание снега влияет и на характер трения снежинок друг о друга: смоченные (смазанные водой) кристаллики издают звук, отличный от звука трения сухих снежинок, а выше некоторой температуры снег вообще перестаёт скрипеть. Это связано с тем, что при определённой температуре снежинки при сдавливании не столько ломаются, сколько начинают подтаивать, энергия сдавливания расходуется не на слом кристалликов, а на таяние снежинок, выделяющаяся вода смачивает снежинки, и вместо сухого трения возникает «скольжение снежинок по смоченной поверхности».

На характер звука влияет также и форма снежинок.

Скрип, похожий на скрип снега, можно получить, если сжимать, например, смешанные соль и сахар. Это использовалось, в частности, при озвучивании фильма «Александр Невский».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector